Новости 6 "А"
Семинар-практикум «Ваш ребенок вырос»
Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Это очень важный период не только школьной жизни учащегося, но и становления ребенка как личности. Чем успешнее пройдет переходный период, тем гармоничнее сформируется личность. Поэтому очень важно взрослым понимать, что в этот период происходит с ребенком и стараться помочь безболезненно пройти ему этот период.
Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту;
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Что важно уметь пятикласснику:
o уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
o уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
o стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
o уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками,
o самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
o иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
o уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
o уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
o сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
o новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
o качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Возникающие проблемы у пятиклассников:
много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
o удовлетворенность ребенка процессом обучения;
o ребенок легко справляется с программой;
o степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
o удовлетворенность межличностными отношениями – с дноклассниками и учителем;
o адекватная самооценка.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелания выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Рекомендации родителям. Чем можно помочь?
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
3. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
4. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход з конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
5. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
7. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
8. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
9. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
10. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. 11. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
12. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной деятельности и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
13. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
14. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
15. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
16. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
17. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
18. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слова, которые поддерживают веру в себя:
Зная тебя, я уверен, что ты сделал все хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Список литературы:
1. Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба // Школьный
психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.
2. https://www.e-reading.club/bookreader.php/1025802/Rays_-
_Psihologiya_podrostkovogo_i_yunosheskogo_vozrasta.html
Педагог-психолог Т.Е.Сацевич
24.02.2022
Регистрация:
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Чтобы стать активным гражданином, необходимо видеть примеры для подражания. С целью формирования представления о становлении успешной личности, стремящейся сочетать личные и общественные интересы, с целью мотивации к учебной деятельности, дающей основу для дальнейшего развития, в классе прошёл классный час «Известные выпускники мой школы». Ребята познакомились с историей развития родной школы, узнали о выпускниках, которыми гордится школа.
Каникулы - время не только отдыха, но и возможности узнать что-то новое, путешествуя по стране. 4 ноября состоялась поездка в Брест. Она оказалась очень насыщенной и , конечно, интересной. Ребята посетили Музей обороны Брестской крепости, музей "Бресткая крепость", где узнали о подвиге защитников в июне-июле 1941 года.Экспонаты музея "Берестье" познакомили с возникновением и историей древнего Берестья,с особнностями жизни, ремеслами жителей XIII века. Музей железнодорожной техники , открытый в 2002 году , поразил экспонатами начала 20 века.
Онлайн встреча с представителями учреждений, в круг обязанностей которых входят вопросы обеспечения безапасности детей, предупреждение дорожно-транспортного травматизма, создание блоагоприятной психологической среды в учреждениях образования и дома. https://disk.yandex.by/i/IMgKXfemDEkfYA.
09.10. в школе состоялся традиционный осенний праздник "Посвящение в пятиклассники". Это праздник прощания с детством и вступления в новую серьезную ученическую жизнь вчерашних учащихся начальной школы. Ещё не очень уверенные, но, безусловно, талантливые, умные, ребята играли и пели, разгадывали ребусы и читали стихи. Обещали быть прилежными учениками и выполнить наказ старшеклассников - нести с честью гордое имя "пятиклассник".