Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Движение человечества - по пути устойчивого развития

Дата: 27 сентября 2018 в 23:16, Обновлено 24 июня 2021 в 22:58

Усто́йчивое разви́тие (гармоничное развитие, сбалансированное развитие) (англ. sustainable development) — это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развитияразвитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Утвердив в 2015 году Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее 17 целей (цели в области устойчивого развития - ЦУР), мировое сообщество в очередной раз подтвердило свою приверженность этой исключительно важной теме. В документе 193 государства-члена ООН взяли обязательства обеспечивать устойчивый, всеохватный и поступательный рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, намереваясь достичь их, находясь в партнерстве и в условиях мира. 

(Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5)

Повестка дня до 2030 года – универсальный документ преобразующего характера, основанный на принципах соблюдения прав человека. По сути –это  план действий для государств и различных человеческих сообществ, максимально полно отражающий актуальные подходы к решению проблем ликвидации нищеты, сокращения неравенства и защиты нашей планеты. Документ содержит призыв к конкретным действиям в интересах человечества и планеты. Он определяет действенные меры для построения устойчивого, гибкого и надежного мира.

Принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года стало результатом многостороннего диалога и дебатов, начатых в рамках Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года и продолжающихся до Саммита ООН по устойчивому развитию в 2015 году.  

На протяжении четырех десятков лет международное сообщество стремилось найти решения острых экологических, социальных и экономических проблем. На саммите определено, что первоочередную ответственность за осуществление Повестки дня до 2030 года несут национальные правительства.  
 

 В основе Повестки-2030 лежат принципы: 

  • Универсальности: документ имеет универсальный характер и обязывает все государства, вносить вклад в общие усилия по обеспечению устойчивого развития. Повестка-2030 может использоваться во всех странах, в любом контексте и в любое время.
  • Всеобщности: Повестка-2030 призвана принести пользу всем без исключения. В ней отмечается важность оказания поддержки тем, кто в ней особенно нуждается, независимо от их местонахождения, в соответствии с их конкретными потребностями и факторами уязвимости. Для анализа результатов работы и отслеживания прогресса при данном подходе чрезвычайно важным станет наличие локальных данных, а также данных, дезагрегированных по различным признакам.
  • Взаимосвязи и неделимости: документ исходит  из принципа взаимосвязанности и неделимости всех 17 содержащихся в ней целей. Следует рассматривать их как единое целое, не рекомендуется выбор отдельных целей для последующего осуществления.     
  • Инклюзивности: Повестка-2030 года призывает к участию в ее осуществлении представителей всех слоев общества, независимо от их расы, пола, этнической принадлежность или идентичности.
  • Многостороннего партнерства: для содействия осуществлению ЦУР во всех странах Повестка дня до 2030 года призывает к выстраиванию многостороннего партнерства с целью мобилизации и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами.  
     

Мировые лидеры признали значительный успех предыдущей программы, также как и необходимость принятия новой повестки дня после 2015 года. Так появился документ «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка-2030), который включает в себя 17 Целей устойчивого развития.

Основу Повестки дня до 2030 года составляют пять основных компонентов: люди, процветание, планета, партнерство и мир.

Традиционно рассматриваемая через призму трех основных измерений – социальная интеграция, экономический рост и охрана окружающей среды – с принятием Повестки дня до 2030 года концепция устойчивого развития приобрела более глубокий смысл, будучи дополнена двумя важнейшими компонентами: партнерство и мир. Принципиально важно, что подлинная устойчивость достигается и концентрируется в самой сердцевине этих пяти взаимосвязанных компонентов.

«Повестка -2030» ставит своей целью достижение справедливого, равноправного и инклюзивного мира. Она обязывает заинтересованные стороны работать вместе для продвижения устойчивого и инклюзивного экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды к всеобщей выгоде.

Согласованные Цели устойчивого развития имеют широкую сферу применения и разработаны в качестве универсального инструмента, который применяется, как в развивающихся, так и в развитых странах. В ЦУР принимается более целостный подход к развитию, при котором изучаются коренные причины таких явлений, как нищета и неравенство, что позволяет добиться преобразующих изменений, при которых будет учтен абсолютно каждый аспект.

Семнадцать целей УР затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, направленные на устойчивое развитие нашей планеты. Нельзя решить проблему голода, не решив проблему бедности. Нельзя решить проблему бедности, без уменьшения неравенства, которое, в свою очередь не устранить без появления достойной работы и экономического роста. А на экономическое развитие, природные ресурсы и борьбу с нищетой в свою очередь огромное влияние оказывает изменение климата, борьба с которым тоже одна из ЦУР. Все тесно переплетено в нашем мире. И решить такие задачи возможно только в тесном партнёрстве. При этом, доминирующей задачей является «не оставить никого позади» –  именно такой слоган используется во всем мире в работе по достижению ЦУР.

В целом, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года вместе с 17 целями в области устойчивого развития предлагает комплексный подход к пониманию и решению проблем, способствуя правильной и своевременной постановке вопросов.   

Цели в области устойчивого развития не являются ни полным отражением Повестки дня до 2030 года, ни ее кратким содержанием. Скорее они определяют основные сферы воздействия для достижения устойчивого развития. 17 целей должны рассматриваться как неотъемлемые элементы сложной и крупной мозаики.  

Поскольку ЦУР были сформулированы в результате широкомасштабных политических переговоров и отдельных консультаций, они не совершенны, но, бесспорно отражают наиболее насущные и всеобщие потребности современного мира. Цели в области развития помогают интерпретировать основные принципы и ценности, заложенных в основу 
Повестки дня до 2030 года, с точки зрения конкретных и измеримых результатов.  
 При этом не у всех целей одинаковый «вес». Некоторые из них по своему характеру кажутся более широкими и «окончательными», другие могут рассматриваться как «средство» их достижения. Так, например, цели, касающиеся рационального использования водных ресурсов и обеспечения доступа к источникам энергии для всех (ЦУР 6 и 7), строго говоря, сами по себе не являются конечными. Вода и энергия нужны не сами по себе, а как средство достижения подлинных целей, таких как обеспечение здоровья и благополучия. Однако проблема доступа к чистой воде и источникам энергии настолько важна, что требует особого внимания и выделения в отдельную цель. Взгляд на ряд целей как на средство достижения других может помочь лучше осознать позитивные стороны существующей взаимосвязи всех целей в области устойчивого развития. 

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года помогает нам мыслить творчески, с использованием инновационных подходов и критически переосмысливать способы решения современных вызовов и задач в области развития. Исключительно важную роль в мобилизации поддержки для осуществления Повестки дня до 2030 года играют адвокативная деятельность и повышение информированности в отношении целей в области устойчивого развития, которые, сами по себе способствуют активным действиям и являются достижимыми.  Однако для обеспечения долгосрочных изменений одних этих усилий недостаточно.  

Углубленное изучение и осмысление принципов Повестки дня до 2030 года являются ключевым условием  реализации целей в области устойчивого развития.  Утвердив Повестку дня до 2030, государства-члены ООН взяли на себя обязательства выполнять амбициозный план действий, который требует согласованных усилий всех участников процесса развития, представителей гражданского общества,  частного сектора и академического мира.  Каждый из нас как личность должен делать шаги для обеспечения устойчивости своего собственного жизненного выбора.  При этом следование принципу обучения на протяжении всей жизни является крайне важным условием для осуществления преобразований, проектов и планов, которые ждут нас в будущем. 

По материалам сайта ПРООН:

http://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/presscenter/pressreleases/2018/02.html

Беларусь на пути устойчивого развития

Цели устойчивого развития успешно реализуются в Республике Беларусь.

К 2015 году в стране в 8 раз была сокращена доля малоимущего населения. Начальное образование сегодня является общедоступным и всеохватным.

По материалам сайта ПРООН:

http://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/presscenter/pressreleases/2018/02.html

Беларусь добилась прогресса в расширении участия женщин в процессе принятия решений: сегодня законодательная власть на 40% представлена женщинами-депутатами, в целом по стране 55% руководящих позиций занимают женщины. Материнская смертность была снижена в 18 раз, а детская (до 5 лет) – в 4 раза.

Страна добилась заметного сокращения выбросов углекислого газа, а потребление озоноразрушающих веществ за последние пять лет сократилось на 50%. Углеродоемкость экономики снизилась в 4 раза, а энергоемкость ВВП сокращена в 3 раза. В Беларуси увеличилась площадь земель с условиями для сохранения биологического разнообразия. Улучшилась ситуация с доступностью жилья и услуг.

«У Беларуси очень хорошие возможности для достижения Целей устойчивого развития, принимая во внимание тот факт, что почти все Цели Развития Тысячелетия были выполнены раньше срока, - отмечает Постоянный представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха. - Сейчас необходимо направить усилия на помощь наиболее уязвимым группам людей – малоимущим, детям и уязвимой молодежи, пожилым людям, людям с инвалидностью, людям, живущим с ВИЧ и неинфекционными заболеваниями, мигрантам, беженцам - чтобы удостовериться в том, что действительно никто не останется в стороне в достижении ЦУР» (Пресс-конференции по Целям устойчивого развития, Минск, 2.08.2017 http://www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/ presscenter/pressreleases/2017/08/02/-/ )

Беларусь стояла у самих истоков концепции «устойчивое развитие» и разработки процесса согласования ЦУР, принимала активное участие на всех этапах этого процесса. Для обеспечения осуществления Повестки-2030, в стране сформирован национальный координационный механизм. В числе институциональных инноваций учреждение Президентом Республики Беларусь поста Национального координатора по вопросам достижения ЦУР, формирование под его руководством национального совета по устойчивому развитию, куда входят представители всех госорганов.

 «Сегодня в Беларуси четко выстроена архитектура достижения Целей устойчивого развития, говорит Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития, заместитель председателя Совета Республики Национального собрания Марианна Щёткина. Отправной точкой наших действий стало утверждение Правительством в 2015 году Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР), определившей основные ориентиры, которые предполагается достичь к 2030 году. Основная задача НСУР – трансформация модели национальной экономики от административного к индикативному планированию, достижение баланса вклада государственной и частной собственности в формировании валового внутреннего продукта и развитии национальной экономики, внедрение принципов ”зеленой экономики“ в производство, инновационное развитие и социальная поддержка наиболее нуждающихся и создание условий для реализации личностного потенциала каждого человека. При этом важна гармонизация Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития с Целями устойчивого развития. Хочу подчеркнуть, стратегическая цель и главный показатель достижения ЦУР – не цифры и индикаторы, а благополучие людей и дальнейшее развитие страны». (Круглый стол с участием членов Совета по устойчивому развитию, а также представителей консультационно-экспертной миссии ООН по оценке процесса достижения ЦУР (MAPS-миссии), Минск, МИД, 1.12.2017 http://www.belta.by/society/view/v-belarusi-chetko-vystroena-arhitektura-dostizhenija-tselej-ustojchivogo-razvitija-schetkina-278628-2017/).

Стартовые условия для нашей страны на пути к ЦУР были обозначены в первом добровольном национальном докладе, представленном в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию. В докладе были определены слабые места и намечены пути их преодоления, представлены видение и подходы Беларуси к достижению таких ЦУР, как хорошее здоровье и благополучие, гендерное равенство, инновации, инфраструктура.

Санака Самарасинха отмечает, что «Мир должен знать о белорусском опыте. Мы всего лишь два года в этом путешествии, но по мере того, как мы будем двигаться вперед, давайте содействовать тому, чтобы мир учился у Беларуси так же, как и Беларусь учится у всего остального мира. Благодаря такому диалогу, основанному на взаимном уважении и стремлении к пониманию друг друга, мы, без сомнения, создадим для наших детей мир, который будет лучше, чем тот мир, в который вошли мы». (Открытые парламентские слушания «Партнерство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)», Минск, Совет Республики,19.12.2017)

Обеспечение деятельности Национального координатора и Совета по устойчивому развитию осуществляется Министерством иностранных дел. По словам Андрея Дапкюнаса, заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь, ЦУР создали новую международную действительность:

«Эта уникальная для человечества ситуация. Можно сказать, что это наиболее яркое положительное проявление глобализации, о которой часто говорят в отрицательном контексте. Действительно, от усилий отдельных стран зависит благополучие всех государств и наоборот. В этой связи национальное устойчивое развитие перестает быть замкнутым внутренним делом: то, чем мы занимаемся в рамках архитектуры ЦУР в Беларуси - это одновременно и внешняя политика, непосредственная международная деятельность в ее максимально творческом воплощении. Мы исходим из того, что Беларусь может быть больше, чем просто одним из рядовых участников этого процесса. Мы можем предложить наш опыт многосторонней дипломатии, наши идеи, возможности, наконец, - нашу площадку для международного диалога по устойчивому развитию. Исходя из такого понимания возможной роли Беларуси, мы предложили провести в Минске в феврале 2018 года первый региональный форум высокого уровня для национальных координаторов по вопросам ЦУР стран Европы и СНГ». (Открытые парламентские слушания «Партнерство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)», Минск, Совет Республики, 19.12.2017)

Программа развития ООН активно содействует правительству Беларуси в достижении страной Целей устойчивого развития к 2030 году. Работа идет по всем возможным направлениям: совместно с партнерами - Европейским Союзом, Глобальным экологическим фондом, Российской Федерацией и другими. ПРООН реализует проекты, направленные на обеспечение гендерного равенства, построение инклюзивного общества, борьбу с незаконной миграцией и торговлей людьми, активно помогает внедрять принципы «зеленой экономики: содействует выводу из обращения озоноразрушающих веществ, разрабатывает и внедряет планы зеленого градостроительства, восстанавливает экосистему белорусских болот, внедряет энергоэффективные технологии в жилых зданиях и учреждениях образования и т.д.

Для содействия формированию национального механизма взаимодействия государственных органов Республики Беларусь по реализации «Повестки-2030» в стране реализуется проект ПРООН «Поддержка деятельности Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития и укрепление роли Парламента в достижении Целей устойчивого развития». Национальное исполнительное агентство проекта – Министерство иностранных дел Республики Беларусь, а партнеры – Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

При поддержке проекта в Беларуси успешно прошли первые открытые парламентские слушания по вопросу достижения Целей устойчивого развития, а также начали свою работу Совет по устойчивому развитию, парламентская и региональные группы по Целям устойчивого развития и партнерская группа устойчивого развития, включающая представителей общественных организаций, бизнеса, а также международных организаций.

 «Никакое правительство не справится с такими задачами без проактивных граждан, без вовлечения местных сообществ в такую работу, - говорит руководитель проекта ПРООН Наталья Минченко.

  Важно, чтобы как можно больше людей знали о ЦУР, чтобы они не оставались равнодушными, чтобы активно подключались и понимали, ради чего они работают над их реализацией. Мы выбираем разные способы распространения информации о ЦУР, стараемся, чтобы они были креативными, необычными. Думаю, у всех на слуху такие кампании, как «Экспресс ООН70», «Инклюзивная Беларусь», «Мысль имеет значение – Mind Over Matter». В этом году ПРООН в третий раз проведет «Велопробег для Целей устойчивого развития – Bike4SDGs», в котором традиционно принимают участие сотрудники агентств ООН в Беларуси, дипломатический корпус, международные организации, представители министерств и других государственных учреждений, общественные организации, частный сектор, СМИ, широкая общественность.

 В рамках информационной кампании, чтобы сделать пиктограммы ЦУР узнаваемыми, мы решили придать им национальный колорит, разработали и утвердили версии символов ЦУР с использованием национального орнамента.  В качестве орнамента наши партнеры, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, предложили использовать белорусский орнамент «Восьмирог», который символизирует «Развитие», «Человек-жизнь» и был гармонично вписан в глобальный логотип ЦУР.

Локализованные символы ЦУР можно увидеть на билбордах, установленных в разных местах Минска, а также их можно будет увидеть на национальных и региональных телеканалах в рамках анимационного ролика».

Следующий шаг – целенаправленная работа по продвижению и разъяснению каждой из 17 ЦУР. В данном процессе необходимо вовлечение молодежи, которая креативна и не боится экспериментировать. Планируется провести конкурс на лучшую иллюстрацию каждой из ЦУР, а также найти партнеров для проведения такого конкурса».

Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=223dv4m9LdQ

Средняя школа №12 г. Гродно активно включается в поддержку практик устойчивого развития: с 2016 года школа член Ассоциации «Образование для устойчивого развития», член партнерской сети школ устойчивого развития. Решением Ассоциации в 2017 году школе присвоен статус Ресурсного центра комплексной поддержки энергоэффективного образа жизни местных сообществ.

Разработано и успешно реализовано более двух десятков проектов, направленных на содействие достижению целей УР. Опыт реализации практик ОУР неоднократно транслировался на международных и республиканских семинарах, форумах, научно-практических конференциях, научно-методических изданиях, СМИ.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.